баз лого

История БАЗ ЭТАЛОН

Автобус БАЗ-А079 - первенец автобусного производства Бориспольского автозавода, созданного в пгт. Пролиски Бориспольского района Киевской области на базе автосборочного предприятия "УкрВолгаТехСервис". Последнее занималось сборкой автомобилей "Волга" "Газель" и "Соболь" из нижегородских машкомплектов с конца 90-х годов прошлого века.

Торжественное открытие завода состоялось 1 Октября 2002 года, тогда же с его конвейера сошли первые два серийных автобуса БАЗ-А079 "Эталон". Впрочем, сама модель была создана ранее конструкторами ОАО "Укравтобуспром". В мастерских "Укравтобуспрома" было выпущено и некоторое количество опытных образцов. Основными их отличиями от будущих серийных были вклеенные стекла с другим профилем остекления, другие двери с меньше площадью остекления, другая форма бамперов и иные крепления наружных зеркал заднего вида. На капоте опытных автобусов "Эталон" с правой стороны размещалась эмблема ОАО "Укравтобуспром". Один из опытных автобусов был презентован на автосалоне SIA’2002.

Шасси для нового автобуса изготовили индийские партнеры - корпорация TATA Engineering. Эта компания, основанная в 1868 году, является одним из крупнейших в Юго-Восточной Азии производителей и продавцов грузовиков. С 1954 года ТАТА сотрудничает с концерном Daimler-Benz (ныне — DaimlerChrysler), занимаясь выпуском грузовиков-среднетоннажников Mercedes-Benz по лицензии.

В 2003 году БАЗ расширил линейку выпускаемой продукции. Появились новые модификации автобуса А079, которые были представлены на автосалоне SIA’2003, а также ряд новых моделей малого и сверхмалого класса, в частности, БАЗ-2215 на шасси "Газели". Была разработана модификация модели А079 с удлиненной колесной базой, а также школьные автобусы, Последние были оборудованы проблесковыми маячками на крыше, звуковым сигналом, срабатывающим при открывании дверей, внизу под сидениями были установлены подставки под портфели.

Расширение модельного ряда и рост спроса на продукцию предприятия вызвал необходимость в увеличении производственных мощностей. Так в августе 2003 года был создан Черниговский автозавод, который вместе с Бориспольским вошел в состав корпорации "Эталон". Позже в корпорацию были также включены такие предприятия как ОАО "Черниговавтодеталь", ООО НТП "Эталон" и ОАО "Стрый-Авто". Черниговский автозавод занимался изначально производством автобусов сверхмалого класса БАЗ-2215, но с ноября 2005 года он также стал выпускать автобусы БАЗ-А079.

С начала 2006 года автобусы БАЗ-А079 стали оснащать двигателем, доведенным до нормативов Евро-2, что привело к изменению индекса выпускаемых модификаций. При этом внешне автобус претерпел лишь незначительные изменения - уменьшилось первое окно салона по левому борту с увеличением межоконной стойки между ним и водительской дверью, в которой стал располагаться воздухозаборник для нового двигателя с турбонаддувом. Также появились вертикальные решетки-воздухозаборники за последним окном по обоим бортам для вентиляции пассажирского салона.

В сентябре 2008 года автобусы городских и пригородных модификаций получили новое имя "Пролисок", а междугородных - "Мальва". Также в 2008-ом году была разработана новая линейка модификаций с двигателем, отвечающим стандарту Евро-3. Корпорация "Эталон" рассчитывала перейти к их серийному выпуску в начале 2009 года и осуществить прорыв на российский рынок, но в декабре 2008 года производство было остановлено в связи с экономическим кризисом. С апреля 2009 года производство было возобновлено, а в сентябре того же года была представлена модификация БАЗ-А079.45, оборудованная подъемником для инвалидов-колясочников

Описание модели

БАЗ-А079 - автобус малого класса, рассчитанный на 50 мест (в т.ч. для стояния). А079 создан на базе шасси TATA LP-613/38 BUS, которое является лицензионным продуктом концерна "DaimlerChrysler". Автобус оснащен 130-сильным дизельным двигателем ТАТА 697 и способен развивать скорость до 100 км/час. Двигатель находится в переднем свесе машины и смещен вправо по отношению к центру. Коробка передач механическая, пятиступенчатая; рулевое управление с гидроусилителем. Автобус оснащен рессорной подвеской и пневматической тормозной системой.

Салон автобуса отделен от кабины неполной перегородкой и поручнем. Количество пассажирских дверей варьирует в зависимости от модификации. Количество и тип сидений в салоне также разное в различных модификациях модели. Городские модификации имеют трехрядную компоновку сидений, пригородные и междугородные - четырехрядную. Салон автобуса обшит пластиком "под дерево". В междугородных автобусах сидения установлены на "подиуме", в заднем свесе имеется багажник, а над сидениями в салоне - багажные полки. Потолок и багажные полки в междугородных автобусах обшит тканью. Также в междугородных модификациях устанавливается магнитола с динамиками в салоне.

Следует отметить, что городские и школьные автобусы обычно имеют стандартную желтую заводскую окраску, а пригородные и междугородные красятся в белый цвет с синими, фиолетовыми или розовыми полосами.

Серийные модификации

В связи с изменениями конструкции двигателя большинство серийных модификаций меняли обозначения на протяжении своего выпуска. В приведенном перечне первым указывается индекс модификации с двигателем, отвечающим стандартам Евро-1 (2002-2006 г.в.), вторым - с двигателем стандарта Евро-2 (2006-2008 г.в.), третьим - с двигателем стандарта Евро-3 (производство планируется в 2009 году).

БАЗ-А079.03, БАЗ-А079.13, БАЗ-А079.31 - пригородная модификация с передней автоматической пассажирской дверью и задней ручной дверью аварийного выхода. Задняя дверь заканчивается на уровне бортового молдинга. На базе этой модификации создан также школьный автобус.

БАЗ-А079.04, БАЗ-А079.14, БАЗ-А079.32 - городская и пригородная модификации с двумя автоматическими дверьми. 20 мест для сидения в городском варианте (трехрядная компоновка) и 23 - в пригородном (четырехрядная компоновка). Наиболее распространенная модификация автобуса БАЗ-А079 "Эталон".

БАЗ-А079.07, БАЗ-А079.17, БАЗ-А079.27 - междугородная модификация с передней ручной пассажирской дверью и задней ручной дверью аварийного выхода. Количество мест для сидения - 26. Данная модификация встречается крайне редко, большее распространение получила модификация А079.09/А079.19. Интересно, что первый опытный БАЗ-А079.07, представленный на автосалоне SIA'2003, имел несколько другой дизайн, по сравнению с серийными машинами, и вклеенные стекла.

БАЗ-А079.09, БАЗ-А079.19, БАЗ-А079.29 - междугородная модификация с передней автоматической пассажирской дверью и задней ручной дверью аварийного выхода. Количество мест для сидения - 26.

БАЗ-А079.20, БАЗ-А079.23, БАЗ-А079.33 - междугородный автобус с увеличенной колесной базой, передней ручной пассажирской дверью и задней ручной дверью аварийного выхода. Количество мест для сидения - 30.

БАЗ-А079.21, БАЗ-А079.24, БАЗ-А079.34 - междугородный автобус с увеличенной колесной базой, передней автоматической пассажирской дверью и задней ручной дверью аварийного выхода. Количество мест для сидения - 30. На базе этой модификации также создан школьный автобус, у которого задняя дверь аварийного выхода смещена к задней стенке, при этом небольшое окно между задней дверью и задней стенкой автобуса отсутствует.

БАЗ-А079.22, БАЗ-А079.25, БАЗ-А079.35 - междугородный автобус класса "Люкс" с увеличенной колесной базой, передней сдвижной автоматической пассажирской дверью и задней ручной дверью аварийного выхода. Количество мест для сидения - 30. Обшивка салона модификации "Люкс" - тканевая, в салоне также устанавливается DVD-проигрыватель и, в качестве опции - кондиционер.

БАЗ-А079.45 - городской автобус, оборудованный специальным подъемником для инвалидов-колясочников. Подъемная площадка ППА-150 расположена в заднем свесе автобуса и совмещена с задней дверью. Подъемник раскладывается вручную, поднимается и опускается автоматически. В салоне на задней площадке предусмотрено специальное место для инвалидной коляски. В связи с этим количество мест для сидения сокращено до 15, а уровень пола задней площадки понижен.

Опытные модификации

БАЗ-А079.30 ("Эталон Сити") - трехосный автобус среднего класса, созданный в 2005 году на базе стандартных модификаций автобуса БАЗ-А079. Решение применить третью ось в конструкции автобуса было вызвано проблемой с комплектующими. Заводу не удалось найти подходящих мостов для машины среднего класса за приемлемую цену, поэтому для создания автобуса было использовано привычное для "Эталонов" малого класса шасси ТАТА со значительно удлиненным задним свесом и третьей поддерживающей осью с односкатными колесами, снабженными штатными тормозами. Кузов автобуса был несколько сужен, передняя подвеска усилена, а аккумулятор перемещен в отсек по правому борту. За счет увеличения длины кузова удалось добиться повышения пассажировместимости до 64 человек.

В отличие от "Эталонов" малого класса, модификация БАЗ-А079.30 так и не нашла покупателей и осталась на стадии опытной разработки.

БАЗ-А079.42 ("Эталон L" - туристический автобус класса "Люкс", созданный в 2005 году. Автобус отличался от стандартных "Эталонов" более современным дизайном, вклеенными стеклами и новой передней маской. Модификация была представлена на автосалоне SIA'2005, но ее серийное производство так и не было налажено.

 

 


Мануал на автобус БАЗ А079 «Эталон»


 


Мануал на автобус БАЗ А079 «Эталон»

Автобус БАЗ Эталон А148. Инструкция по эксплуатации и техническому обслуживанию

Руководство по ремонту ТАТА LPT 613 автобуса БАЗ ЭТАЛОН



  

Автобус городской "ПРОЛИСОК" БАЗ А079.32

 

ОБЩИЕ ДАННЫЕ
Габаритные размеры, мм: длина/ ширина/ высота 7170 / 2260/ 3100
Масса снаряженного автобуса, кг 5050
Полная конструктивная масса, кг 7900
Колесная база, мм 3800
Колея колес, мм: передних/ задних 1660 / 1577
Максимальная скорость движения, км/ч. 90
Расход топлива, л.100 км: при скорости 60 км/ч / 80 км/ч.: 15 / 18
Система отопления автономная от жидкостного отопителя Webasto
ПАССАЖИРОВМЕСТИМОСТЬ
Трехрядное планирование салона: общая/ в т.ч. мест для сидения 40/ 19+1
Четырехрядное планирование салона: общая/ в т.ч. мест для сидения 38/ 22+1
ДВИГАТЕЛЬ
Модель, тип дизельный, ТАТА 697 ТС 65 EURO 3
Количество и расположение цилиндров 6-рядное
Рабочий объем, л 5,675
Максимальный крутящий момент, Нм 430
Система охлаждения жидкостная
Максимальная мощность, кВт (л.с.) 96 (130)
Коробка перемены передач механическая, 5-ступенчатая
ХОДОВАЯ
Передняя подвеска зависимая, рессорная на 2 полуэллиптических рессорах с телескопическими амортизаторами 2-стороннего действия и стабилизатором поперечной устойчивости
Задняя подвеска зависимая, рессорная на 2 полуэллиптических рессорах с телескопическими амортизаторами 2-стороннего действия и стабилизатором поперечной устойчивости
Шасси ТАТА LP-613/38 BUS
Шины 215/75 R17,5
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ
Рулевое управление с гидроусилителем
Рабочая тормозная система пневматическая, двухконтурная с АБС
Стояночная тормозная система с пружинными энергоаккумуляторами
КУЗОВ
Тип рамный, с передним размещением двигателя
Пассажирские двери одностворчатые с пневматическим приводом
Объем багажных отсеков, м3 0,24

English Site Version
English Site Version
truck-manuals.jindo.com